Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Горы на границе Европы и Азии давно манили нас. Особенно их северная часть, наименее освоенная человеком. И вот в конце прошедшего лета мы на четырех квадроциклах отправились в самую дикую часть Приполярного Урала...

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Попасть в самую высокогорную часть Урала летом можно только по железной дороге или вертолетом. Но мы решили попробовать доехать своим ходом.

Туда есть два пути: с запада, через город Печора, за которым только железная дорога и болота, и с восточных склонов Уральских гор, через поселок Саранпауль. Попасть туда можно только по зимникам, когда болота и реки замерзают, либо весной на барже. Существует легенда, что во время Гражданской войны там затерялась большая часть сокровищ Российской Короны — царского золота.

Ехали мы вчетвером на двух Yamaha Grizzly 700, Suzuki LT-A 450X Kingquad и Honda Rincon 680. Для перевозки запаса бензина специально сделали прицеп, вмещаюший 180 литров. Для переправ через водные препятствия заготовили понтоны из ПВХ.

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

ГОРАМ НАВСТРЕЧУ

На квадроциклы мы сели в городе Ухта, куда доставили их на прицепах из Москвы. В первый день прошли по грейдеру 280 км до Печоры. Это был самый простой участок на нашем маршруте, но и он дался нелегко. Несколько часов привыкали к пыли, которая поднималась на дороге. Пришлось разбиться на пары и ехать параллельно, отпуская первую двойку вперед на километр, а то и больше — чтобы поднятая ею пыль успела осесть. Здесь же и учились таскать за собой прицеп. Оказалось, что он легко переворачивается...

В Печоре даже грейдерная дорога заканчивается. Вместо нее появляется направление вдоль газопровода в сторону Инты. По пути нам предстояло пересечь большую предгорную реку Косью при помощи понтонов. Несмотря на то что переправа эта была для нас первой, все прошло на ура. Даже с сильным течением справились.

Следующий участок — зимник вдоль газопровода до поселка Кожим. Двигаться быстро не получалось, мучила мошкара. Да еще и дожди начались — глину размыло, ручьи превратились в реки... Все чаще приходилось пользоваться лебедками. На этом участке случились неприятности: лишились фаркопов два квадроцикла и разломился пополам прицеп. Его мы починили подручными средствами, а потерю фаркопов почти не заметили, поскольку сцепные устройства запасливо были нами установлены на все четыре квадроцикла.

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Пейзаж менялся: болота, низкорослые деревья и глину сменили горы, камни, стремительные реки, курумник. GPS-навигатор уже показывал высоту 400 метров над уровнем моря. Мы в горах Приполярного Урала! Над нами — вершины, одетые в белоснежные шапки. Как-то непривычно было наблюдать эту картину в середине августа.

Одно из серьезных испытаний на нашем пути — приток Кожима, стремительная река Лимбехаю с огромными валунами, торчащими из воды. Сильное течение не позволяло перейти ее вброд — сбивало с ног. Пытались проехать вверх вдоль реки, пересекали рукава, едва не утопив один из квадроциклов. Но вовремя остановились: решили вернуться обратно к устью и готовить понтоны для переправы.

Спокойных мест на реке не было, везде пороги и валуны. Понтоны плохо управлялись, требовалась недюжинная сила, чтобы на коротком участке реки при сильном течении причалить к другому берегу. Пришлось нырять в воду и вручную вытаскивать технику на берег при помощи веревки, так как всего в 50 метрах ниже по течению шумел порог, на котором остаться на плаву шансов не было.

При переправе последнего квадроцикла не заметили огромный валун — результатом столкновения стало падение самого младшего из нас в воду. Квадр, к счастью, был привязан крепко и устоял.

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Следующая цель — гора Народная, самая высокая на Урале — 1895 метров. Подняться на квадриках на нее получилось лишь до отметки 1350 метров, дальше начинались валуны, по которым ехать было очень опасно, пришлось вернуться на маршрут.

В этот день мы оставили прицеп, как и было задумано изначально (дальше он нам просто был не нужен). Оставшийся в канистрах бензин мы могли увезти и без него. До следующей заправки в поселке Саранпауль топлива должно было хватить.

Путь пролегал по горным хребтам с крутыми склонами, мимо стойбищ оленеводов и заброшенных рудников. Медвежьи следы встречались в изобилии. Иногда дорога представляла собой глубокую канаву, промытую весенними паводками. Трудный участок для квадроциклов! Ехать посередине — узко, сбоку — невозможно, мешают деревья.

Температура упала до 3–5 градусов — и это в середине августа! Двигаться быстрее 50–60 км/ч не получалось — замерзали. А впереди нас ждали еще два брода. Но доехали и переправились — помогли уже наработанный опыт и интуиция.

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

И СНОВА В ЕВРОПУ

И вот мы в Саранпауле. Получили инструкции от нашего друга из тех мест. Заправились бензином непонятного цвета и запаха и двинулись на Сибиряковский тракт. Это старая торговая дорога, проходившая через Приполярный Урал и соединявшая Европу с Азией. Названа вовсе не в честь Сибири, а именем купца Сибирякова. Тракт начинается близ поселка Саранпауль и выходит к берегу реки Печора. Это и был кратчайший древний путь от великой реки Обь в Европу. В XIX веке его использовали только зимой, так как половина пути — болота. Сегодня он фактически зарос, местами даже нет намека на просеку.

Со стороны же Саранпауля на протяжении 30 км дорога раскатана вездеходами геологов и лесовозами так, что даже на квадроциклах невозможно проехать. Частые падения и «перевороты» очень нас тормозили. К тому же техника наша, обвешанная канистрами с топливом, была перегружена.

После того как миновали границу Азии и Европы, началась «водная» часть нашего путешествия. Нам предстояло подняться более 100 км вверх вдоль реки Щугор. Ехать было все сложнее и сложнее, скорость упала до пешеходной. В одном месте мы потратили почти целый день на прохождение 5 км пути. Зато началась отменная рыбалка: хариус на обед, ужин и завтрак. По плану должны были выбраться к газопроводу, вдоль которого на Вуктыл проходит служебная дорога. А пока — абсолютное бездорожье, только постоянные спуски и подъемы. Временами приходилось брать квадроциклы, как лошадей под уздцы, и спускать на веревках. Бензин и еда заканчивались. Но цель все же приближалась, и каким-то чудом удалось найти ущелье, через которое попали к газопроводу. За пять дней мы преодолели этот участок!

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

Залили остатки топлива. До городка Вуктыл оставалось менее 100 км. Но с погодой повезло, и мы добрались благополучно. Последняя ночевка на берегу Печоры, а оттуда до машин меньше 140 км по асфальту.

За этот поход мы проехали на квадриках 1280 км, пересекли два раза горный хребет Приполярного Урала, побывали в поселке Саранпауль, доехали до подножия горы Народной. И все это автономно на четырех квадроциклах за 12 дней.

Автономный маршрут на квадроциклах по Приполярному Уралу

УРАЛЬСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Гора Народная, к которой мы так стремились, открыта геологом А. Н. Алешковым менее века назад – в 1927 году. Помимо того, что это самая высокая точка Урала – 1895 м, она ничем не отличается от своих соседей. Гора эта расположена в Ханты-Мансийском автономном округе (Азия), но всего лишь в полукилометре от границы с Республикой Коми (Европа). Рельеф альпийский, с отвесными склонами и глубокими ущельями, имеются ледники и снежики. У этой вершины три разновидности названия: «Народная» с ударением на первом или на втором слогах и «Народа». «Народная» с ударением на первом «а» объясняется тем, что название ее происходит от речки Народа – опять же с ударением на первом слоге, – которая протекает у ее подножья. Имя «Народная» с ударением на «о», понятное дело, уходит корнями в начало советской эпохи (когда, собственно, и была открыта гора для всего народа). А местное население называет ее «Народаиз», где «наро» по-ненецки «чаща, дремучий лес», «да» (или «та») – топонимообразующий суффикс, а «из» на языке коми означает «скала, утес, гора». Т. е. «гора, покрытая дремучим лесом». Однако мансийское название горы – Поэнгурр.

Путь к горе Народная из Европы лежит через Национальный парк «Югыд ва», проход через который и уж тем более проезд без разрешения запрещен. Участники похода должны зарегистрироваться и получить разрешение на посещение территории в офисе парка. Он находится на станции Верхняя Инта. Заявку желательно подавать заранее.

club4x4.ru

Молодцы!

ХООООЧУУУУУ))) в поход на Урал

Отправить комментарий

Администрация сайта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26